Как вести бухгалтерию на маркетплейсах: нюансы и особенности

Маркетплейсы - это популярные платформы для торговли товарами и услугами, требующие особого подхода к ведению бухгалтерского учета. В этой статье мы рассмотрим основные особенности учета для маркетплейсов, оптимальные системы налогообложения, документооборот, программное обеспечение и распространенные проблемы в бухгалтерии для партнеров торговых платформ.

Содержание

Особенности учета для маркетплейсов

При продажах через маркетплейсы возникает необходимость учитывать все финансовые операции, включая продажи, комиссии, вознаграждения и прочие расходы. Также нужно контролировать возвраты и обработку платежей. Ведение бухгалтерского учета на маркетплейсах требует и управления запасами, настройки программного обеспечения, анализа продаж. Обязательно требуется правильная классификация товаров в строгом соответствии с их видами и характеристиками. К примеру, некоторые товарные позиции могут подлежать обязательной маркировке или у них очень короткий срок годности. Все эти особенности необходимо отражать в бухгалтерии.

Кто должен вести бухгалтерский учет при продажах через маркетплейсы

В большинстве случаев предприниматель сам ведет бухгалтерию своего бизнеса. Это может быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Однако при необходимости, можно обратиться к профессиональному бухгалтеру или в аутсорсинговую компанию, специализирующуюся на бухгалтерии для маркетплейсов.

Какие системы налогообложения подходят для торговли через маркетплейс

Выбор системы налогообложения зависит от объема продаж и правовых требований в стране, в которой ведется бизнес. Наиболее распространенными системами налогообложения для маркетплейсов являются общая система налогообложения (ОСНО) и упрощенная система налогообложения (УСН). Важно выбрать оптимальную систему, учитывая объем и характер торговли. Важно знать, что торговать на патенте через российские маркетплейсы нельзя. Это связано с тем, что такая онлайн торговля не относится к рознице в целях использования ПСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). Есть торговый площадки, например Wildberries, которые сотрудничают и с самозанятыми, но в этом случае предприниматели не могут нанимать работников и вести торговлю чужими товарами.

Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при ОСНО

При использовании ОСНО, необходимо учитывать налоговый учет всех расчетов с маркетплейсами, включая комиссии и вознаграждения. Это сложная система, при которой необходимо вести бухгалтерский учет в полных объемах и платить налоги по высоким ставкам — 20% от прибыли и от 10 до 20% налога на добавленную стоимость. Кроме того, нужно будет учитывать и другие налоги, напрямую не связанные с продажами. Такой вариант подойдёт для среднего и крупного бизнеса, когда предприниматели не хотят ограничивать себя в найме сотрудников и объемах доходов. При общей системе налогообложения прибыль юридических лиц облагается соответствующим налогом. Если же ОСНО применяет предприниматель, то он должен платить НДФЛ. Все бизнесмены на ОСНО платят НДС.

Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при УСН

При использовании УСН, учет расчетов с маркетплейсами проще, так как налоговая база рассчитывается на основе оборота, а не прибыли. УСН можно посоветовать большинству предпринимателей. Большой плюс в минимуме отчетности и низких ставках. Подойдет всем организациям, не планирующим нанимать в штат более сотни человек. Их годовой доход не должен превышать 150 миллионов рублей. Упрощенка является гибким режимом. Есть возможность выбирать налоговую базу в зависимости от вида своей деятельности и особенностей процесса онлайн торговли.

Методы оптимизации налогов

Существуют различные методы оптимизации налогов для предпринимателей на маркетплейсах, такие как использование налоговых вычетов и учетных политик.

Документооборот при торговле через маркетплейс

Документооборот при торговле через маркетплейсы включает в себя работу по договорам с покупателями и маркетплейсами, оформление кассовых чеков, актов выполненных работ, выписку счет-фактур, маркировку товаров и другие аспекты. Маркетплейсами формируются отчетные документы по продажам и отправляются в личный кабинет продавцов. Как правило, это происходит в начале каждого месяца за отчетный период. На многих популярных торговых площадках сопроводительную документацию, например, транспортные накладные или накладные на передачу товара можно самостоятельно формировать в личном кабинете. Передача юридически значимых документов осуществляется у некоторых маркетплейсов через собственный портал или через операторов электронного документооборота.

По какому договору работают маркетплейсы

Маркетплейсы работают на основе агентских договоров, соглашений о сотрудничестве или лицензионных соглашений. Ведущие российские торговые площадки заключают с продавцами именно агентский договор, который учитывает варианты доставки товаров (с собственных складов предпринимателей или со склада маркетплейса). Прописывается размер и порядок выплаты агентских вознаграждений из общего объема выручки.

Как отражать в бухучёте расчёты по агентскому договору

Расчеты по агентскому договору отражаются в бухгалтерии в виде комиссий или вознаграждений за услуги.

Нужен ли ЭДО для ведения учета на маркетплейсах

Электронный документооборот (ЭДО) может быть полезным инструментом для упрощения и автоматизации процесса ведения учета на маркетплейсах. Продавцы могут отправлять маркетплейсу первичную документацию: счета-фактуры, акты об оказании услуг, накладные, универсальные передаточные документы (УПД), договоры и т. д. В электронном виде проще избежать ошибок. Это можно сделать через личные кабинеты с помощью встроенных инструментов или через какие-то сторонние системы ЭДО, например, «СФЕРА Курьер», «Контур.Диадок».

Программа для учёта торговли через маркетплейсы

Выбор программного обеспечения для учета торговли через маркетплейсы играет важную роль. Важно понимать, что не все учетные системы подходят для этого. Для финансового учета на маркетплейс рекомендуем максимально удобный сервис Effstep. В нем присутствует функционал для торговли на маркетплейсах, включающий в себя учет по агентской схеме, распознавание отчетов посредников, контроль остатков на складах и т.д.

Статистика и аналитика продаж на маркетплейсах

Важным аспектом учета на маркетплейсах является анализ продаж и статистика, которые помогут оптимизировать бизнес-процессы. На популярных платформах есть собственные бесплатные инструменты, позволяющие собирать основную статистику и проводить анализ по продажам для управленческого учета. Например, на Wildberries они доступны в личном кабинете в WB Partners. В ЛК Ozon есть аналитика по заказам, товарам, начислениям и возвратам. Встроенные инструменты аналитики маркетплейсов позволяют собирать базовую информацию по продажам, помогают вести контроль и вовремя пополнять складские запасы, планировать сроки закупок, делать корректировки по ассортименту и грамотно подбирать инструменты продвижения. Для аналитики продаж на маркетплейс рекомендуем максимально удобный сервис Effstep

Обработка возвратов

Обработка возвратов также требует учета и отражения в бухгалтерии. Необходимо учитывать возвраты товаров и возможные затраты на их обработку.

Ручной ввод данных

В некоторых случаях может потребоваться ручной ввод данных в бухгалтерию, особенно если системы автоматического импорта данных недоступны.

Несвоевременное оформление документов и отчетности

Ведение бухгалтерии на маркетплейсах требует своевременного оформления документов и отчетности, чтобы избежать проблем с налоговыми органами. Несвоевременное оформление документации может привести к штрафам и проблемам с контролирующими органами.

Управление запасами

Учет и управление запасами является важным аспектом бухгалтерии на маркетплейсах. Необходимо отслеживать входящие и исходящие товары, правильно отражать все операции, а также контролировать уровень запасов.

Настройка программного обеспечения

При ведении бухгалтерии на маркетплейсах, необходимо правильно настроить программное обеспечение для автоматического импорта данных, формирования отчетов и других бухгалтерских операций

Касса и маркировка товаров

При продажах через маркетплейсы важно учитывать кассовые операции и соответствующую маркировку товаров, в соответствии с требованиями законодательства.
Касса
При продажах через маркетплейсы онлайн-касса не нужна. Все крупнейшие площадки (Вайлдберриз, Озон, Алиэкспресс) сами формируют чеки для покупателей и направляют их в налоговую.
Маркировка
Если люди реализуют через маркетплейсы товары, которые подлежат обязательной маркировке (детская одежда, парфюмерия, обувь), то нужно фиксировать их оборот, как и при офлайн-торговле.
Кассовый чек при продажах через маркетплейс
Кассовый чек должен быть корректно оформлен при каждой продаже через маркетплейсы.

Распространенные проблем в бухгалтерии для партнеров торговых платформ

Некоторые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются партнеры торговых платформ, включают неправильную классификацию доходов, неполный учет расходов, ошибки в учете НДС, неверную обработку возвратов и проблемы с документооборотом. Ведение бухгалтерии на маркетплейсах требует внимания к деталям и знание специфики данной отрасли. Только так можно не нарушать действующее законодательство, эффективно управлять финансами и принимать оптимальные бизнес-решения, ведущие к росту прибыли.